Транспорт и Логистика »
Рост экспорта в малом бизнесе
Как мы все уже знаем, COVID-19 ускорил переход потребителей от кирпичных и минометных магазинов к электронной торговле. Этот переход привел к появлению еще большего числа новых малых предприятий электронной коммерции, что, в свою очередь, привело к тому, что еще больше малых и средних предприятий (SMB) стали пробовать свои силы в мировой торговле. Это заметила даже Уолл-стрит.
Но и до пандемии рост электронной коммерции превратил малый и средний бизнес в крупного игрока в мировой торговле и важный сегмент трансграничной логистики.
Титаны электронной коммерции Alibaba и Amazon снизили барьеры входа для малого бизнеса - импорт из половины мира, прямые поставки в более чем половину домохозяйств США. Но не только поиск поставщиков и продажа товаров стали доступны малым и средним предприятиям, но и возникновение экосистемы технологических решений, призванных помочь этому растущему сегменту.
Даже после того, как в 2020 г. были проведены масштабные раунды финансирования электронной коммерции (см. ниже), трансграничная логистика все еще отстает от многих звеньев цепи поставок в обслуживании мелких грузоотправителей. И если первые игроки и цифровые стартапы добились значительного прогресса в создании неприхотливых, масштабируемых торговых и других решений, которые позволят завоевать импортеров СМБ, то большинство представителей отрасли этого не сделали, хотя развивать онлайн-продажи становится все проще и проще.
По мере роста объема логистического рынка СМБ увеличивается и возможность использования импортеров СМБ в качестве драйвера роста для логистических провайдеров.
Image: Moritz Kindler | Unsplash
Электронная коммерция, малый и средний бизнес и логистика
Еще до 2020 года рост электронной коммерции в немалой степени определялся малым бизнесом и сделал СМБ неожиданно крупными игроками в мировой торговле. Согласно исследованию Y Combinator, данные Бюро переписи населения США (USCB) показывают, что в 2017 г. на долю независимых предприятий приходилось 23% общей выручки от розничной торговли в США. И многие из этих малых предприятий являются импортерами: в 2016 году, по данным USCB, подавляющее большинство (96%) американских импортеров составляли МСБ. В 2019 году малые и средние предприятия отправили товаров на сумму более 550 млрд. долл. и потратили на трансграничную логистику примерно 44 млрд. долл.
Ковид-19 в качестве катализатора СМБ
В 2020 году доля электронной коммерции в розничной торговле США резко возросла. Проникновение электронной торговли во II квартале 2020 года было почти на 50% выше, чем доля онлайновой торговли во II квартале 2019 года. По итогам первых трех кварталов 2020 года на долю электронной коммерции пришлось 18,8% всех розничных продаж в США. Эта доля на 25% выше, чем за аналогичный период 2019 г., и побила (в 2,5 раза) предыдущий рекорд роста электронной торговли за девятимесячный период.
По мере роста электронной коммерции росло и число новых участников малого бизнеса. В III квартале 2020 г. число новых малых предприятий, зарегистрированных в США, увеличилось на 83% в годовом исчислении: многие из тех, кто сейчас живет дома, вероятно, пробуют свои силы в онлайн-продажах.
Этот скачок оказал значительное влияние: например, во время октябрьской акции Amazon Prime Day объем продаж сторонних продавцов на торговой площадке Amazon, включая миллионы малых предприятий, составил 3,5 млрд. долл. Одним из важнейших аспектов этого года также стала диверсификация за пределы Amazon - и это одна инфраструктура цепочки поставок: Благодаря малым и средним предприятиям акции Shopify выросли в три раза, поскольку в 2020 г. компании начали создавать свои собственные интернет-магазины с использованием их услуг.
Логистические технологии, обеспечивающие рост
Предприниматели и технологические инвесторы обратили внимание на этот сдвиг и рост СМБ.
Инвестиции в логистические технологии в целом - от экспедирования грузов до складирования и "последней мили" - выросли с 2014 года до 17-кратного роста числа раундов финансирования в 2019 году по сравнению с 2014 годом, причем стартапы привлекли более 6 млрд долл. по сравнению с 375 млн долл. в 2014 году. В 2020 году эта тенденция сохранится: ожидается 12%-ный рост активности сделок. Многие из громких инвестиций в логистические технологии в 2020 году были направлены на малый и средний бизнес, например, компания Shipmonk, занимающаяся исполнением заказов в электронной коммерции, привлекла 290 млн. долларов, разработчик складских услуг по требованию Flexe закрыл раунд в 70 млн. долларов, а компания Stord привлекла 31 млн. долларов.
Трансграничная торговля по-прежнему отстает
Несмотря на то, что многие барьеры рухнули и появляются новые решения, ориентированные на рынок СМБ, трансграничная логистика по-прежнему остается самой болезненной точкой для небольших грузоотправителей с небольшим объемом перевозок.
Все эти новые СМБ нуждаются в решениях для международных грузоперевозок, а при таком низком объеме перевозок на одного грузоотправителя и фрагментированности сегмента их можно получить в масштабе и с прибылью только с помощью цифровых решений, не требующих больших усилий. Хотя некоторые крупные технологические компании, такие как anno-danini.com, предприняли определенные попытки завладеть этим пространством, в лучшем случае они остаются неубедительными, поскольку основное внимание в своей логистике они уделяют складированию и опережению все более коротких сроков выполнения заказов.
Целый ряд начинающих цифровых компаний (а также крупнейшие океанские перевозчики) уже спешат заполнить этот пробел, связанный с непринужденными грузоперевозками. А благодаря последним достижениям экспедиторам стало еще проще, чем раньше, открывать собственные цифровые порталы продаж. Возможности цифровых продаж могут уравнять шансы на доступ к СМБ и позволить экспедиторам конкурировать по уровню обслуживания клиентов.
Переход к электронной коммерции, ускоренный пандемией, увеличивает число импортеров из числа СМБ и их значение для рынка трансграничной логистики. Цифровые решения по привлечению этого растущего сегмента позволят логистическим провайдерам получить доступ к этим возможностям.