Транспорт и Логистика »
Такси или таксометр: Что было первым?
Изначально все такси были черного цвета. Однако они стали желтыми, когда владелец американской таксомоторной компании Гарри Аллен решил покрасить своё такси в желтый цвет.
До того, как наступила эра онлайн-сервисов такси, для комфортной поездки существовали старые добрые такси. Когда вы думаете о такси, вы не можете не заметить таксометр, установленный снаружи кабины, верно? Удивительно, но они появились ещё до появления официальных такси. Но кого мы должны благодарить за появление этих транспортных средств? Читайте дальше, чтобы узнать предысторию такси.
Image: Alexander Redl | Unsplash
Эпоха до такси
В начале 17 века в Лондоне стали популярны конные экипажи хакни (большое четырёхколесное транспортное средство с сиденьями по обеим сторонам, вмещающее четырёх взрослых). В основном они были доступны для купцов и туристов, которые нанимали их у трактирщиков. В Париже примерно в то же время появились фиакры. Они были меньше карет хакни, могли перевозить только двух человек одновременно и предназначались в основном для артистов и музыкантов для поездок с одного шоу на другое.
В 1834 году архитектор из Йоркшира по имени Джозеф Хэнсом разработал и запатентовал кэб hansom. Это была усовершенствованная версия кареты хакни, которая передвигалась на двух колесах и легко запрягалась одной лошадью, причем быстрее и дешевле. Кроме того, у него был низкий центр тяжести для безопасного прохождения поворотов, что было важно, учитывая интенсивное движение Лондона в 19 веке. К концу 19 века кэбы-самокаты добрались до других важных европейских городов, таких как Берлин, Париж и Санкт-Петербург, а затем оказались в Нью-Йорке.
Появление электрического кэба на аккумуляторах
В последнем десятилетии 19 века британский инженер-электрик по имени Уолтер Берси изобрел первый в мире электрический кэб, работающий от аккумулятора. Он разработал и внедрил более 60 кэбов для жителей Лондона. Нет нужды говорить, что они были намного быстрее, чем кэбы, запряженные лошадьми, и мгновенно стали хитом среди людей, особенно простых масс, поскольку они наконец-то могли себе это позволить. Интересно, что этот кэб получил прозвище «колибри» за издаваемый им жужжащий звук.
Image: Tetiana SHYSHKINA | Unsplash
В мире появился таксометр и первое официальное такси
Между тем, в 1891 году немецкий изобретатель по имени Фридрих Вильгельм Густав Брун изобрел устройство, которое могло измерять расстояние, время или и то, и другое, пройденное автомобилем. Затем он мог определить точную стоимость проезда, показав её на экране. Догадайтесь, почему он придумал такое уникальное устройство? Потому что его брат, работавший таксистом в Берлине, часто жаловался, что у него возникают споры с пассажирами по поводу стоимости проезда. Этот прибор был известен как таксометр.
Шесть лет спустя другой немецкий инженер, промышленный дизайнер и предприниматель по имени Готлиб В. Даймлер, наконец, решил воспользоваться инновацией Брюна и построил первое в мире такси. Оно было названо и основано на таксометре. Более того, оно работало на бензине и было оснащено таксометром, установленным снаружи кабины, над передним колесом со стороны водителя.
Первое в мире современное такси было известно как Daimler Victoria, названное в честь компании, которую основал Даймлер. Однако, когда Даймлер смертельно заболел, он не теряя времени продал свою компанию своему доверенному сотруднику Фридриху Грейнеру, который основал первую компанию по управлению моторизованными такси в Штутгарте, Германия. На рубеже веков такси с таксометром стали популярны во всем мире, работая по всей Европе, США и даже в некоторых частях Азии.
Интересно, что первоначально все такси были черного цвета. Однако они стали желтыми, когда владелец американской таксомоторной компании Гарри Аллен решил покрасить своё такси в желтый цвет, для безопасности. В конце концов, человеческие глаза наиболее чувствительны к желтому цвету и могут уловить его издалека.