Техника и Технологии »
Автовояж по Европе с КПК
Все знают, что карманный компьютер – очень нужная и полезная вещь. Причем пользу эту довольно просто извлечь, достаточно лишь научиться им пользоваться, установить «правильные» программы, и дело в шляпе. Но все не так просто, ведь КПК – устройство многофункциональное, программ много, и как грамотно использовать это чудо техники – не всегда понятно.
Я, например, до поездки в Европу на машине не знал, что наладонник может быть настолько полезной вещью, и это при том, что являюсь активным пользователем КПК на протяжении нескольких лет. Другое дело, что, в основном, каждый день используются только возможности записной книжки, календаря, ежедневника, без которых, в принципе, можно обойтись, но вот когда от небольшого электронного прибора зависит судьба вашей поездки – тут поневоле задумаешься о роли, которую играет в нашей жизни этот самый прибор.
Скажу сразу, эта статья не о том, какие программы неплохо бы использовать в путешествии, а о том, что именно использовал конкретный человек, то есть я, оказавшись в этом самом путешествии. Очень хочется верить, что мой опыт окажется кому-то полезным. И поскольку вам, скорее всего, чуток поднадоело читать сухие данные о КПК и ПО, статью свою я постараюсь проредить выдержками из дорожного дневника.
…Москву и область мы проехали спокойно. С одной стороны, направление на Питер, в общем, понятно, с другой – карты Москвы и области для КПК есть, например, в программе Pocket GPS Pro Moscow, так что здесь накладок возникнуть не должно было. Дорога из Москвы в Питер также прошла довольно спокойно, но, конечно, очень не хватало точной карты, хотя бы для того, чтобы понимать примерное время пути до ближайшей остановки – дачи под Питером…
Наличие компьютерной карты Москвы просто замечательно. Но поездив под началом спутниковой навигации по столице, сразу понимаешь, как не хватает продолжения серии – карт других крупных городов России. Дело в том, что наши дорожные службы не очень обременяют себя установкой дорожных знаков и указателей и, единожды приехав в Санкт-Петербург, выехать из него в нужном направлении довольно сложно. Усугубляет все перманентный ремонт улиц и бесконечные траншеи и канавы. Вот где навигация была бы впору, ведь знаки со стрелочкой у нас ставят только в начале объезда, а дальше – разбирайся в улочках и перекрестках как хочешь!
…Границу Россия-Финляндия мы проехали довольно быстро. У нас заполнили таможенную декларацию, в которую почему-то настоятельно требовалось вписать все имеющиеся в наличии сотовые телефоны; у финнов вообще попали в обед, так что нашу машину не стали досматривать, а просто оставили шлагбаум открытым. Интересно, как сразу после границы меняется пейзаж, хотя в принципе все остается тем же самым – леса, камни, только поля намного более опрятные, дороги – чистые и ровные, куда-то исчезает российская грязь, и даже лес как будто более зеленый и густой. Ярко красные домики стоят чуть в глубине, но могут быть прямо у дороги – машины не шумят и, что интересно, не пахнут. И даже наши лихие водители после пересечения границы стараются ехать по правилам. Это, правда, быстро проходит…
Именно в Финляндии я впервые познакомился с программой Tom-Tom Navigator (www.tomtom.com). Скажу сразу – именно эта программа, в первую очередь, и определяла полезность карманного компьютера на протяжении всей поездки. Это действительно очень удобно, когда есть возможность построить маршрут с точностью до мельчайших дорожных развязок, оценить время прибытия в точку назначения и расстояние не приблизительно, а с точностью до десятка метров! Удобно, когда ненавязчивый женский голос предупреждает о реконструкциях, маршрут нанесен на виртуальную карту красной путеводной линией, а сама карта не плоская, а представлена в 3D.
…Заграница, несмотря на все её красоты, периодически ставит российских путешественников в сложное положение. У нас можно отбежать в кустики практически на каждой обочине, а на чужой территории вроде как неудобно. То, что вся «цивилизация» сосредоточена на бензозаправках, мы узнали чуть позже, а в первый же день в поисках мифической стоянки с туалетом ушли с основной трассы. Стоянку так и не нашли, а вот обратно выезжали довольно мучительно – тогда ещё не пользовались GPS, а полагались только на знаки и указатели. Зато потом подсмотрели за местными и, поняв, что они ничуть не комплексуют по поводу кустиков, с легким сердцем последовали их примеру…
Преимущества GPS мои спутники оценили не сразу. Конечно, для них в новинку было то, что наше местоположение отображается в режиме реального времени. Другой вопрос, что не все и не всегда знают, какую пользу из этого извлечь. Ну, например, мало кто подозревает, что при поездке из Норвегии в Швецию после границы автозаправок не то что мало, а на протяжении нескольких десятков километров их нет вовсе, а бензин в Швеции чуть-чуть, но дешевле. Неудивительно, что мы, как типичные россияне, въехали в Швецию с практически пустым баком, и только GPS на карте показал нам расстояние до ближайшей заправки. Также с помощью спутниковой навигации мы легко отыскали порт в Турку, откуда отчаливал наш паром. Программа лихо привела нас по узким односторонним улочкам в самый центр Стокгольма и Осло и, что самое удивительное, программа знала дорогу к даче в окрестностях города Карлскуга, считающуюся непроезжей. Также без GPS мы вряд ли нашли бы путь к дому брата моей жены в Ставангере в 12 часов ночи.
Именно там, когда программа навигации вдруг отказалась работать (выдавала ошибку при построении маршрута), я понял, насколько же мы оказались зависимы от КПК. Ни подробных карт Норвегии, ни карты Ставангера у нас не было, зато в планах было множество поездок. К счастью, мы не забыли взять ноутбук с полным комплектом дистрибутивов, и проблема решилась.
Не обошлось и без курьезов. По умолчанию программа оповещает о перестроениях, поворотах и развязках милым женским голосом. Так, под диктовку, мы и проехали весь путь «туда», то есть около 3 тыс. км. Но после переустановки программы голос изменился, и вместо молодой девушки мы услышали грудной женский голос с четким английским выговором. И, что бы вы думали, мои попутчики возмутились, и даму пришлось «выселить» из КПК в угоду девушке, к которой все так привыкли.
Также на пунктах приема оплаты за проезд в Норвегии моя мама искренне удивлялась, а почему-де программа нас об этом не предупредила, ведь обо всех поворотах и перестроениях оповещает? А когда мы ехали через центр Норвегии обратно, программа, нужно отдать ей должное, провела нас необыкновенно красивой дорогой (последний раз я такие красоты видел только в игре Need For Speed) и потом, ни говоря ни слова, завела нас в небольшой городок, где аккуратно поставила в конец очереди на местный паром, что никак не входило в наши планы.
…Норвежцы, как оказалось, просто обожают рыть тоннели. Проехав Норвегию из конца в конец, мы увидели десятки тоннелей. Вот вы, например, ездили по горному серпантину? А по горному серпантину в тоннеле? Это, по-моему, возможно только в Норвегии…
Ну и напоследок, несмотря на то, что карта была достаточно новая, на ней все же не было отмечено несколько дорог, видимо, построенных за последний год. Так, на одном из неизвестных программе перекрестков мы по инерции заехали в тоннель, протяженность которого, как мы позднее выяснили, составляла почти 5 км. Самое обидное, что GPS там, естественно, не принимал, и все пять километров мы ехали в полном неведении, гадая, когда же, наконец, появится свет в конце этого бесконечного тоннеля.