Хобби и Развлечения »
Российские стереотипы в кино
Одной из характерных черт современного кино является стремление отойти от привычных схем восприятия и стандартных решений социальных проблем. Однако каждое новое решение так или иначе укладывается в прокрустово ложе приготовленных заранее социальных и культурных приоритетов. Безусловно, поиск новых героев, потерявших себя, которые не могли появиться в кино несколькими десятилетиями ранее, нетипичные для фильмов прежних лет конфликты, попытки оригинальной организации материала, своеобразие тематики — все это так или иначе отражает на экране происходящие в современном обществе социальные, нравственные и психологические процессы. Радует, что профессионализм видеосъемки и монтажа постоянно рос и растет.
Несмотря на декларируемые стереотипы благополучия российской действительности, образ голодной и убогой России не покидает умы современных кинематографистов. Трудно объективно оценить, кому выгодно такое отражение российской действительности. Одной из причин вынесения на экран негативных картин и подчеркивания отрицательных сторон современности, как представляется, является понимание режиссером необходимости присутствия в фильме социальной остроты, творческая потребность в некоем идеологическом конфликте, к которому приучило нас кино конца прошлого века. «Чернуха» на современном экране — своего рода попытка понять и исследовать причины противоречий современности. Но чрезмерное изучение отрицательного и запечатление его на кинопленке не оставляют у зрителя иных ощущений, кроме бесперспективности и бессмысленности жизни.
Общее ощущение негатива, исходящее от российских картин, обусловлено следующими происходящими в обществе и культуре процессами.
- потерей системы ценностей «маленького» человека, который устал от ориентации на некие чуждые ему стереотипы и образцы поведения;
- резким всплеском числа фильмов, снятых в конце прошлого века, а затем плавным снижением их количества, что снизило интерес к кинематографу у массового зрителя, который предпочел телевидение.
В этой связи интересным представляется рассмотрение тематической эволюции фильмов с 1990 по 2003 г. Проанализировав примерно 300 аннотаций к картинам, которые были сняты при государственной финансовой поддержке Министерства культуры РФ, можно сделать следующие выводы.
Больше всего картин посвящено проблемам маленького человека, которому не удается реализовать себя, несмотря на все свои «таланты». Это — поэты-алкоголики, чудаки-самородки, актеры-неудачники. «Иван-дурак» со всех уголков земли русской, и не только русской, все чаще и чаще смотрит на нас с экрана. Становится очевидным и даже модным мотив странности и даже убогости героев картин. Количество фильмов с такими героями колеблется в первой половине 1990-х годов от 30 до 40%. Начиная с 2000 г. процент уменьшается до 25.
С 1995 г. в моду входит герой-самородок с явно выраженным асоциальным поведением: алкоголик-художник, алкоголик- поэт, наркоман-писатель, актер, дебошир и алкоголик. К концу 2002 г. данная тенденция заметно снижается.
Примерно 20—25% снимающихся фильмов — об известных и придуманных персонажах истории, литературы, музыки, кино, науки и т.д. Этот процент практически не меняется до конца 2003 г.
Герой, который пытается осознать свое место в мире, найти верную систему координат, дающую возможность понять смысл жизни и правильно построить взаимоотношения с окружающим миром, с 1998 г. уступает место герою, полностью потерявшему себя в системе социальных и культурных катаклизмов.
Для большинства художественных фильмов этого периода характерен уход от социальных и политических проблем. Словно режиссеры, разочаровавшись в социуме, точнее, в предощущении положительно складывающейся социальной действительности, бросились врассыпную. Кто к компьютерам, кто к цыганам, кто к казакам, одним словом, активно начали прятаться от проблем современности.
С 1990 г. одновременно с уменьшением общего числа художественных фильмов наблюдается тенденция к увеличению числа авторских картин. К числу лучших в этом ряду можно отнести фильмы А. Сокурова.