Gallerix Journal – официальный орган редакции новостей интернет-музея Gallerix.ru. Присоединяйтесь: ВконтактеВыходит ежедневно.
Новости искусства: живопись, аукционы, выставки, театр.Издаётся с 2012 года.
Арт-журнал

Фальшивый Рембрандт за 130 миллионов: германская полиция разоблачила международную сеть арт-мошенников

Немецкие власти в октябре 2025 года провели масштабную операцию против международной сети мошенников, торговавших поддельными произведениями искусства. Преступники выдавали подделки за работы Рембрандта, Пабло Пикассо и Фриды Кало, запрашивая суммы от 400 тысяч до 130 миллионов евро.

Корону императрицы Евгении нашли разбитой после ограбления Лувра

Ограбление Лувра в Париже произошло утром 19 октября 2025 года, когда преступники похитили девять ювелирных изделий из коллекции Наполеона и императрицы. Дерзкая кража была совершена в галерее Аполлона менее чем за семь минут, после чего музей закрылся на весь день.

Поклонники Тейлор Свифт спровоцировали небывалый наплыв посетителей в музей Висбадена

Германский Музей Висбадена столкнулся с неожиданным явлением в середине октября 2025 года. Сотни людей выстроились в очереди, чтобы увидеть малоизвестную картину немецкого художника начала XX века. Причина этого внезапного интереса — музыкальное видео Тейлор Свифт на композицию «The Fate of Ophelia» из её нового альбома «The Life of a Showgirl», вышедшего 3 октября 2025 года.

Гробница Аменхотепа III открылась после двух десятилетий реставрации

После более чем 20 лет кропотливых восстановительных работ одна из самых величественных усыпальниц Долины царей вновь открыла двери для посетителей. Гробница фараона Аменхотепа III, известная как WV22, была торжественно представлена публике 4 октября 2025 года на западном берегу Луксора.

Автомобили и Тюнинг »

Эволюция светофоров: от газовых фонарей до интеллектуальных систем

Светофоры существуют примерно 150 лет. Эти устройства, регулирующие движение транспорта и пешеходов, стали символом организованного дорожного движения и важным элементом городской среды. Их история отражает технологический прогресс всего общества - всё началось с простых механических конструкций и дошло до сложных компьютеризированных систем, способных самостоятельно принимать решения.

Истоки светофорной системы

Эволюция светофоров
Photo: Moritz Kindler

Лондонский эксперимент

Первый в истории светофор установили 10 декабря 1868 года в Лондоне около здания Парламента. Его создателем стал специалист по железнодорожным семафорам Джон Пик Найт. Устройство представляло собой механическую конструкцию с двумя семафорными стрелками, которыми вручную управлял полицейский.

Горизонтальное положение стрелок означало запрет движения, а наклоненные под углом 45 градусов разрешали движение с осторожностью. Для работы в темное время суток конструкцию оборудовали вращающимся газовым фонарем с красным и зеленым светофильтрами.

К сожалению, первый опыт использования светофора оказался недолгим. Уже 2 января 1869 года произошла авария - газовый фонарь взорвался, серьезно ранив управлявшего устройством полицейского. После этого происшествия светофор не стали восстанавливать, а в Европе временно отказались от подобных устройств.

Первые электрические светофоры

Возрождение светофорных технологий произошло с распространением электричества. В 1912 году полицейский из американского города Солт-Лейк-Сити Лестер Вайр разработал первый электрический светофор с двумя сигналами: красным и зеленым.

Действующий электрический светофор установили в 1914 году в Кливленде компанией American Traffic Signal Company. Он также имел два сигнала и управлялся вручную полицейским, который находился в специальной будке. Для привлечения внимания водителей устройство издавало звуковой сигнал при смене цвета.

Становление трехцветной системы

Изобретение третьего сигнала

Важнейшим этапом в эволюции светофоров стало появление трехпозиционной системы. В 1923 году афроамериканский изобретатель Гаррет Морган запатентовал в США трехпозиционный светофор с сигналами "стой", "иди" и промежуточным положением для освобождения перекрестка.

Светофор Моргана имел Т-образную форму с тремя режимами работы. Первые два положения регулировали движение в определенных направлениях (например, север-юг или восток-запад), а третье, с поднятыми вверх сигналами, останавливало движение во всех направлениях, обеспечивая безопасный переход пешеходов.

Рождение желтого света

Еще до изобретения Моргана, в 1920 году, полицейский из Детройта Уильям Поттс создал первый четырехсторонний трехцветный светофор. Он ввел желтый свет как промежуточный сигнал между красным и зеленым. Такой светофор установили на пересечении улиц Вудворд-авеню и Форт-стрит в Детройте.

Трехцветная система доказала свою эффективность и постепенно превратилась в мировой стандарт. К середине 1930-х годов большинство крупных городов США и Европы перешли на трехцветные светофоры.

Светофоры в СССР и России

Первые советские регуляторы движения

В Советском Союзе первый светофор появился в январе 1930 года в Ленинграде (нынешнем Санкт-Петербурге). В Москве светофор установили в конце декабря того же года на перекрестке улиц Петровки и Кузнецкого Моста.

Ранние советские светофоры имели интересное отличие от современных: зеленый свет располагался сверху, а красный - снизу. Такое расположение возникло из-за отсутствия единого стандарта при внедрении регулирующих устройств. Помимо этого, в СССР использовались также стрелочные светофоры в виде больших фонарей с дисками, на которых размещались цветные полоски: зеленая, белая и красная.

Процесс стандартизации

В 1959 году Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и Протоколу о дорожных знаках и сигналах. После этого цвета на светофорах заняли привычные сегодня позиции: красный сверху, желтый посередине, зеленый снизу.

До 1930-х годов в крупных советских городах движением управляли регулировщики, но с ростом количества автомобилей возникла потребность в автоматизации процесса. Постепенно на улицах городов СССР начали устанавливать электрические светофоры, заменяющие стрелочные конструкции и живых регулировщиков.

Технологическая эволюция

От ламп накаливания к светодиодам

Первые электрические светофоры работали на лампах накаливания, которые быстро перегорали и потребляли много энергии. С развитием технологий в светофорах появились более эффективные источники света – диоды (вот такие: https://prompoint.ru/catalog/svetofory/svetodiodnye/).

В конце XX века произошел переход на светодиоды. Светодиодные светофоры обладают многими преимуществами: высокая яркость, лучшая видимость при любой погоде, долговечность и экономичность. Они расходуют примерно в 10 раз меньше электроэнергии по сравнению с лампами накаливания и служат гораздо дольше.

Таймеры обратного отсчета

Идея показывать время до смены сигнала светофора возникла еще в 1925 году. Компания American Traffic Signal Company создала механическую конструкцию с множеством мелких лампочек, которые последовательно гасли во время действия основного сигнала. Тогда эта инновация не получила распространения.

Возвращение к идее таймеров произошло в 1990-х годах с развитием светодиодных технологий. Первый светофор с цифровым табло обратного отсчета заработал во Франции в 1998 году. Сегодня такие светофоры встречаются во многих странах и значительно повышают безопасность дорожного движения, позволяя участникам лучше планировать свои действия.

Интеллектуальные системы управления движением

Адаптивные светофоры

Современный этап развития светофоров связан с внедрением адаптивных систем управления. Умные светофоры оснащаются датчиками и камерами, которые отслеживают интенсивность движения и корректируют режим работы в реальном времени.

Первая компьютеризированная система регулировки уличного движения появилась в канадском городе Торонто в 1963 году. С тех пор технологии претерпели значительные изменения. Современные интеллектуальные светофоры могут обмениваться информацией между собой, создавая "зеленую волну" - режим синхронизации работы светофоров, позволяющий автомобилям проезжать несколько перекрестков без остановки при движении с определенной скоростью.

Искусственный интеллект на службе регулирования

Новейший этап эволюции светофоров связан с их включением в единые городские информационные системы. Такие светофоры не просто регулируют движение, но и собирают данные о транспортных потоках, погодных условиях, загруженности дорог и передают эту информацию в единый центр управления.

В современных умных светофорах применяются технологии искусственного интеллекта, позволяющие системе самостоятельно принимать решения на основе анализа дорожной ситуации. Это помогает сократить время простоя автомобилей, уменьшить выбросы вредных веществ и повысить пропускную способность дорог.

Согласно исследованиям, проведенным в Университете Карнеги-Меллона, применение интеллектуальных светофоров позволяет сократить время, которое автомобилисты проводят на холостом ходу перед перекрестками, на 40%, а время в пути по городу - на 25%.

Психология и физика цветов светофора

Научные основы выбора цветовой гаммы

Выбор красного, желтого и зеленого цветов для светофоров имеет научное обоснование. Каждый из этих цветов обладает физическими характеристиками, делающими их наиболее подходящими для сигнальных устройств.

Красный цвет имеет самую длинную волну в видимой части спектра (620-750 нм), что делает его наиболее заметным издалека даже при плохой видимости, например в тумане или дождь. Этот цвет традиционно ассоциируется с опасностью или запретом.

Желтый цвет расположен в середине видимого спектра (570-590 нм) и служит предупреждающим сигналом, готовящим участников движения к изменению режима работы светофора. Его длина волны короче, чем у красного, но длиннее, чем у зеленого, что делает его достаточно заметным.

Зеленый цвет с длиной волны 495-570 нм воспринимается человеческим глазом наиболее четко в своем диапазоне, что делает его идеальным для сигнала, разрешающего движение.

Международная стандартизация сигналов

Венская конвенция о дорожном движении, принятая 8 ноября 1968 года, установила международные стандарты для дорожных знаков и сигналов, включая светофоры. Согласно этой конвенции, во всех странах-участницах светофоры должны иметь единообразные цвета и расположение сигналов: красный - сверху или слева, желтый - посередине, зеленый - внизу или справа.

На сегодняшний день к Венской конвенции присоединились 84 государства, что обеспечивает единообразие сигналов светофоров в большинстве стран мира. Это особенно важно с ростом международных поездок и глобализации, когда водители часто оказываются в других странах.

Специализированные светофоры

Пешеходные светофоры

Удивительно, но до 1952 года светофоры во всем мире регулировали исключительно движение автомобилей. Именно машины считались главными участниками дорожного движения, а пешеходы должны были приспосабливаться к автомобильному потоку.

Первой исправить это положение решила полиция Нью-Йорка. Именно в этом городе 5 февраля 1952 года появились первые светофоры, предназначенные специально для пешеходов. В считанные годы новинка распространилась по всему миру, и сегодня трудно представить современный город без пешеходных светофоров.

Железнодорожные светофоры

Особое место занимают светофоры на железнодорожных переездах. Эти устройства часто имеют собственную систему сигналов и предназначены для регулирования движения автомобилей через железнодорожные пути. Такие светофоры обычно интегрированы с шлагбаумами и системами оповещения.

Перспективы развития

Расширение коммуникационных возможностей

Будущее светофоров связано с дальнейшим развитием коммуникационных технологий. Ученые работают над созданием светофоров, способных напрямую взаимодействовать с автомобилями, оснащенными системами автономного вождения или помощи водителю.

Такие "умные" светофоры смогут автоматически передавать информацию бортовым компьютерам автомобилей, что позволит оптимизировать скорость движения, избегать ненужных остановок и повысить безопасность на дорогах.

Экологические аспекты

Развитие экологических технологий также влияет на эволюцию светофоров. Создаются автономные светофоры с питанием от солнечных батарей, которые можно устанавливать в отдаленных районах или местах без централизованного электроснабжения.

Современные модели светофоров используют энергосберегающие технологии и материалы, позволяющие снизить негативное воздействие на окружающую среду при их производстве и эксплуатации.

Интеграция с городской инфраструктурой

В рамках концепции "умного города" светофоры становятся частью единой системы управления городской инфраструктурой. Они не только регулируют движение, но и выполняют функции сбора данных о состоянии дорожного потока, пробках, погоде и других параметрах городской среды.

Эта информация используется для оптимизации движения транспорта, планирования городского развития и повышения качества жизни горожан. Некоторые современные светофоры даже оснащаются функциями мониторинга качества воздуха и уровня шума.

Светофоры и особенности восприятия

Адаптация для людей с особыми потребностями

Современные светофоры разрабатываются с учетом потребностей различных групп населения, включая людей с ограниченными возможностями. Для слабовидящих создаются светофоры со звуковым сопровождением, которые издают различные сигналы при смене цветов.

Также разрабатываются тактильные элементы, позволяющие слабовидящим и незрячим людям определять момент, когда можно безопасно пересекать дорогу. Эти инновации делают городскую среду более доступной и безопасной для всех категорий граждан.

Психологическое воздействие

Цвета светофора оказывают определенное психологическое воздействие на участников дорожного движения. Красный цвет вызывает быструю реакцию торможения, желтый - состояние повышенного внимания, а зеленый - чувство разрешения и безопасности.

Этот психологический аспект учитывается при проектировании современных светофоров. Время смены сигналов, яркость и размер световых элементов рассчитываются с учетом особенностей человеческого восприятия и реакции.

Культурное значение светофоров

Светофор как символ порядка

За полтора столетия светофор превратился из простого регулирующего устройства в культурный символ порядка и организованности городской жизни. Цвета светофора стали универсальным языком, понятным людям разных национальностей и культур.

Метафоры, связанные со светофором, широко используются в повседневной речи, литературе и искусстве. "Дать зеленый свет" означает разрешить что-либо, "гореть красным" - запрещать или предупреждать об опасности.

Светофор в образовании и воспитании

Светофор играет важную роль в обучении детей правилам безопасности на дороге. Во многих странах мира изучение сигналов светофора входит в программу дошкольного и начального образования.

Простая и понятная система цветов помогает даже самым маленьким детям усвоить базовые правила поведения на дороге, формируя культуру безопасного движения с раннего возраста.

За более чем 150-летнюю историю светофоры прошли колоссальный путь развития - от простых механических устройств с газовыми лампами до сложных компьютеризированных систем с элементами искусственного интеллекта.

Эволюция светофоров отражает общий прогресс технологий и общества. Современные светофорные системы способны адаптироваться к изменяющимся условиям дорожного движения, взаимодействовать с другими элементами городской инфраструктуры и обеспечивать высокий уровень безопасности для всех участников дорожного движения.

Будущее светофорных технологий связано с дальнейшей интеграцией в системы "умного города", расширением коммуникационных возможностей и повышением экологической эффективности. Несомненно, светофоры продолжат совершенствоваться, становясь все более интеллектуальными, экономичными и удобными для пользователей.


19 ноября

Картина Алексея Зимина выставлена на торги с начальной ценой 4,8 миллиарда рублей

На российской площадке по реализации имущества банкротов зафиксирован прецедент. Лот под номером 7266229, представляющий собой полотно современного художника Алексея Зимина, предлагается к покупке с начальной ставкой 4,803 млрд рублей. Эксперты рынка отмечают, что для отечественного сегмента подобных торгов такая сумма является рекордной.

12 ноября

Ушёл из жизни классик московского концептуализма Эрик Булатов

9 ноября 2025 года в парижской больнице умер выдающийся советский и российский художник Эрик Владимирович Булатов. Ему было 92 года. Причиной смерти стала эмфизема лёгких, от которой мастер страдал последний год жизни.

14 февраля

Российский рынок искусства: динамика к концу 2024 года

Российский рынок искусства претерпел глубокие изменения с момента распада Советского Союза, превратившись из контролируемого государством культурного аппарата в сложную экосистему, сформированную глобализацией, цифровыми инновациями и меняющейся политической экономикой.

15 декабря

Вручение премии Woman Who Matters 2024

12 декабря состоялось вручение премии Woman Who Matters 2024. Премия отмечает вклад женщин в развитие общества, культуры, бизнеса и социальной среды.

Приключения барона Мюнхгаузена в России – выставка в Эрмитаже

Права авторов произведений искусства: как ими пользоваться и как защищать – новые записи трансляции семинаров

Обновление постоянной экспозиции в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина

Исследование картины Антиведуто Граматика «Христос и грешница» из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника

«Поклонение волхвов» Отто ван Вена – картина XVII века пополнила коллекцию Пушкинского музея

Физическая структура древесины и выбор материала для творчества

Эволюция материальной культуры и технологий в контексте промысловой деятельности на территории Евразии

«Теория нравственных чувств» Адама Смита, краткое содержание

«Подчинение» Эми Уолдман, краткое содержание

Трофеи и призраки: Тёмная история коллекций Лувра

Психологическое окаменение: почему страх необратимых решений парализует нас

Роль фольклора в средневековом искусстве

Крупнейший археологический музей мира принял первых посетителей в Каире

Большой Египетский музей, расположенный недалеко от пирамид Гизы, открыл свои двери для широкой публики после более чем двадцатилетнего ожидания. Это событие знаменует важный этап в сохранении и демонстрации культурного наследия Древнего Египта, предлагая беспрецедентное пространство для изучения, научных дискуссий и визуального погружения в историю древней цивилизации.

Этим летом мы существенно обновили альбом Лувра. Теперь в нём более 2 тысяч репродукций в более высоком качестве, чем раньше.

Лувр, новый альбом

В Госдуму внесли проект о госфинансировании анимационных фильмов для детей
В Индии при поддержке «Роснефти» пройдет выставка Никаса Сафронова
Нидерланды не будут участвовать в Евровидении из-за решения не отстранять Израиль
В Москве представили коллекционную банкноту к 100-летию Майи Плисецкой
В Москве открылся V Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров
Стр. 1
Gallerix Journal, адрес в сети интернет: in.gallerix.ru/journal/.