Валёр

Словарь художника, содержание »

Приём, которым пользовались художники для цветовой организации картины. Несколько синонимов этого термина, такие как оттенок, полутон, точный цвет, говорят о важности его отдельного проявления в картине и взаимосвязи с другими оттенками.

Например, чёрный на белом – валёрный оттенок. Вообще же, валёр – это целая наука о цвете, его проявлении и сочетании с другими компонентами в картине.

Валёр (франц. valeur) – это сила или сравнительная ценностность цветового тона в живописном произведении. По аналогии со звуковыми тонами, различаемыми по своей высоте, силе и тембру, цветовая гамма — кроме трёх обычных своих определителей: степени насыщенности светом (например, светло-зелёный и темно-зелёный), степени близости к одному из основных тонов (например, синий, голубой) и отношения к так называемой теплой или холодной части спектра, характеризующих цвет в живописи чисто формально и в его чисто физических качествах, — в своём психологическом содержании более всего определяется как раз валёр, приближающимся к элементу тембра в звуке и, как бы основанным на живописных обертонах.

Полноценность (насыщенность) валёра в данном произведении живописи зависит не только от объективных свойств так или иначе окрашенной плоскости, но и, в особенности, от смежных с нею других цветовых плоскостей. Труднейшее и в то же время основное для сущности живописи понятие валёра до сих пор являлось достоянием скорее мастерских живописцев, чем теоретиков (здесь блестящее исключение составляет Манасия Унгер). Особенно много и плодовито размышляли и высказывались о смысле валёра в Мюнхенской школе (Марэ).


Далее →


  Развеска картин