Парсуна

Словарь художника, содержание »

Парсуна (искажённое от латинского persona — личность, особа) сформировалась в русском и польском искусстве в переходный период в XVII в., когда на смену средневековому мировоззрению пришла культура Нового времени. Термин «парсуна» был предложен И. М. Снегирёвым в 1854 г.

Парсуна — это предтеча портретного жанра, не случайно ещё в XVIII в. портретистов называли «персонных дел мастерами». В парсуне сочетается иконное письмо со стремлением передать черты реальных лиц: бояр, митрополитов, князей, царя. Отсюда часто лицо изображённого исполнялось объёмно, при помощи светотеневой моделировки, а одеяния и фон — уплощённо.

Типология парсуны широка: от портретов, ориентирующих на миниатюры «Титулярника», до парсуны, в которых очевидно влияние польского придворного портрета и светской традиции западноевропейского искусства XVI-XVII вв. Особняком стоит так называемая «Преображенская серия» (шутов), заказанная Петром I, но не получившая в дальнейшем развития.


Далее →


  Развеска картин