Монотипия

Словарь художника, содержание »

Монотипия переводится с греческого как «один» (monos) и «отпечаток» (tupos).

Действительно, техника позволяет получить единственный и уникальный отпечаток с изображения. В данном случае автор всё делает вручную, не применяя технические или механические методы. Рисунок наносится красками на гладкую водонепроницаемую поверхность. Например, стекло, дерево или плотную бумагу. Затем делается оттиск, получается изображение в зеркальном варианте.

Монотипия используется в графической технике.

Вся наша жизнь, казалось бы, сплетена из одних случайностей, которые напоминают уникальный узор. Каждый человек проживает свой узор, улавливая в каждом фрагменте какой-то смысл. Человек постоянно стремится к восприятию образности и ассоциативности.

Именно поэтому в случайных контурах он ищет конкретные образы привычных вещей. Так, в облаках можно увидеть животных, в тенях разглядеть причудливые силуэты, а в звёздах высмотреть целые сюжеты. Возможно, мы пытаемся таким образом почувствовать свою причастность ко всей Вселенной.

Именно поэтому в изобразительном искусстве появилась техника, которая основана на сочетании случайностей и ассоциативного мышления. Подобная техника позволяет художнику почувствовать свободу в живописи и сюжетной линии.

Техника является синтезом графики и живописи и получила название монотипия. Краска наносится на любую поверхность, затем прикладывается листок бумаги и аккуратно прижимается. В качестве основы можно взять кусок фанеры, стекло или другие плотные материалы. Далее лист снимается и на нём появляется уникальный отпечаток. В этом случайном рисунке можно разглядеть всё, что угодно.

Существует множество разновидностей монотипии и широчайший спектр технических возможностей. В одних видах результаты вполне предсказуемы, а в других практически предсказать будущий рисунок невозможно. Преимущество монотипии в том, что любая разновидность техники весьма проста и доступна каждому.

Благодаря монотипии можно увидеть, какие оттенки выходят при смешивании различных цветов. Когда прикладывается и прижимается бумага, краски под ней немного растекаются и смешиваются. В итоге рождаются совершенно новые сочетания цветов и уникальные нюансы. Порою появляются такие оттенки, что человек самостоятельно вряд ли бы смог создать.

Самое главное в этой технике – умение наблюдать и ассоциировать. Наблюдение и аналитика позволяют нам самообучаться. Цветные пятна, появившиеся после прикладывания, можно объединить в композицию. Внутреннее чутье само подскажет, где провести линии, а где необходимо что-то добавить и дорисовать. Ведь отпечаток только тогда обретает смысл, когда человек придаёт ему законченный вид.

Монотипии можно выполнять акварелью, маслом, типографской краской. Изображения печатают на широкой бумаге, которая хорошо впитывает в себя воду. Для выполнения монотипии нужны: пластинка из металла, стекла, керамики, пластмассы, бумага для черновиков и для чистого отпечатка, карандаш, краска, фотовалик, мыло, несколько газет, скипидар, ножницы, ткань. Для монотипии, выполненной акварелью, необходимо только мыло. Если же выполнять монотипии типографской краской — без фотовалика не обойтись. Но всегда нужно иметь какую-то пластинку, на которой рисуется и при помощи которой отражается изображение. Удобны для этого пластинки из стекла или прозрачной пластмассы, потому что сквозь них хорошо виден рисунок карандашом.

Лист бумаги для отпечатка прикалывают к доске и легко омывают ватным тампоном его поверхность с обеих сторон, не допуская надавливании. Теперь бумагу надо на несколько часов поместить в сосуд с водой, чтобы лист мог свободно плавать, не сгибаясь и не сминаясь.

Для печати бумага должна быть влажной, но не мокрой; лишнюю воду промокают газетами или промокательной бумагой. Подготовленный лист используют сразу, поскольку будучи полусухой бумага не впитывает хорошо краски и может покоробиться.

Затем используют акварельные или масляные краски, в зависимости от того, какую монотипию хотят получить: монохромную (одноцветную) или многоцветную.

Монохромная (одноцветная) монотипия

Монотипия требует иногда дополнения некоторыми приемами или средствами, которые обогащают композицию, делают её интересной, создают дополнительный эффект. Один из таких приемов — подчеркивание контуров отпечатка темной краской, которая гармонировала с цветами на рисунке. Обводить контур можно разными, темными и светлыми цветами, тонкими или толстыми линиями.

Второй способ наведения контуров деталей рисунка — белый контур. Он требует, чтобы узкий промежуток вокруг каждой детали остался без краски. Лучше промывать промежуток в слое краски с помощью кисточки. Кончик кисти намачивают в воде, легко встряхивают и промывают белую полоску. Вместо кисти можно использовать палочку. Кусочек дерева такой же толщины и длины как у карандаша заостряем как карандаш, а кончик срезаем, чтобы он не был слишком острым. Лучше, если срез немного под углом (по косой). Обмакивая кончик палочки в воду, проводим линию вокруг каждой детали, размывая и собирая краску. От палочки контур будет четким и равномерным. Ею можно работать только на стекле, потому что для пленки это слишком жесткий инструмент. При работе масляной краской палочки не смачиваем.

Чтобы отпечаток не был однообразным, используют различные способы наложения мазков. Небольшую площадь можно покрыть равномерным слоем краски, но иногда на пластинке кисточкой делают много мелких мазочков в форме точечек, запятых, широких волнистых или прямых полосок, которые при отражении имеют оригинальный вид.

Когда мы разводим краску мыльной водой, образуется пена, которая часто мешает при печати. Однако можно использовать эту особенность: каждый из пузырьков мыльной краски оставляет на оттиске след в виде кругленкого пятна или кольца. Но мыльную пену надо использовать лишь там, где она даёт дополнительный эффект, подчеркивает новое качество рисунка.

Ткань с четким красивым плетением (фактурой) или бумагу с шероховатой поверхностью можно использовать вместо пластинки для выполнения монотипии. Выстиранную и выглаженную, но не накрахмаленную ткань хорошо натягиваем на прочный картон или доску. Края ткани на обороте надо прометать нитками так, чтобы она не морщилась и не передвигалась во время работы. Бумагу с шероховатой поверхностью приклеиваем к картону. На ткань (бумагу) наносим краску с помощью фотовалика. Нужно быть осторожным, чтобы полностью не закрыть плетения ткани, потому что в этих местах на оттиске будет пятно. Краску лучше сначала хорошо раскатать на стеклянной пластинке, а потом уже наносить на ткань. Эту процедуру можно повторить 2-3 раза. На подготовленную ткань кладем чистую бумагу, на нее эскиз композиции и отбиваем его уже известным способом. Отпечаток будет содержать следы плетения ткани или поверхности шероховатой бумаги, это придаст ему особую привлекательность.

Многоцветная монотипия

Многоцветная (полихромная монотипия) обычно выполняется акварельными или специально обезжиренными масляными красками. Для монотипии акварельными красками сначала нужно выполнить на бумаге контурный рисунок карандашом. Работа карандашом — вспомогательная, но мы должны выполнять её на бумаге такого размера, которого и задумана композиция.

Бумага для оттиска должна быть больше подготовительного рисунка. Законченный черновик кладем под стекло. Берем акварельные краски, кисть, воду и детское мыло. Разводим краску мыльной водой. Для работы над монотипией краска должна быть густая, а не прозрачная, как в акварельной живописи. Ею рисуем на стекле, сквозь которое должно быть хорошо виден рисунок карандашом. Надо только следить, чтобы стекло (или пленка) не передвигались.

Краски, разведенные мыльной водой, достаточно быстро сохнут, и поэтому и они не сливаются друг с другом. Если же вы все же поспешили и две краски смешались, надо сразу же это место аккуратно вытереть чистой тряпкой, подождать, чтобы просохло и нарисовать на нём еще раз. Ошибку надо всегда исправить, потому что малейший недочет может испортить целую работу.

Если все готово — рисунок сухой и бумага влажная — можно печатать. Кладем стекло на доску. Вынимаем из газеты влажную бумагу. Лучше, когда эту работу выполняют два человека. Они берут лист бумаги за четыре угла и прикладывают к стеклу, но не сразу, а начиная, например, с верхней части рисунка. На бумагу кладется газета и слегка прижимается пальцами по всей площади листа. Если бумага хорошо промокла, этого хватит, чтобы получить отпечаток. Но если она недостаточно влажная — берем любой гладкий предмет (например, ручку от зубной щетки, расческу, ложку) и, слегка нажимая, аккуратно подвигаем им по бумаге слева направо по всей площади, которую занимает рисунок. Второй раз подвигаем предмет сверху вниз также по всей площади рисунка. Надо следить, чтобы бумага не сдвинулась, потому что работа будет испорчена. Для удобства можно бумагу приколоть кнопками к доске. Закончив печать, надо поднять угол бумаги и посмотреть, хорошо ли отражен рисунок. Если слабо — снова нажимаем предметом на бумагу. Получив качественный отпечаток, осторожно поднимаем его и кладем на ровную площадь — стол, доску, даже пол — для просыхания.

После печати на стекле остается след от рисунка. На него можно ещё раз нанести краску и сделать второй отпечаток. Он будет подобен первому, но не одинаков, так что, рисуя повторно, нельзя точно воспроизвести предыдущие мазки.

Монотипии масляной мы красками выполняем почти так же, как акварелью. Чаще консистенция (густота) масляных красок такова, что ими можно сразу рисовать. Но бывает, что краски слишком густые. их надо разбавить растворителем № 1 или № 4 — пиненом до густоты сметаны. На кисть не следует набирать много краски и класть её очень слабым мазком, так как при отпечатке она размажется. Но очень тонкий слой краски тоже даст плохой результат: он слишком бледно будет выглядеть на оттиске. Бумагу для монотипии масляной краской готовим так же, как и для акварельных красок, процесс и приемы печати — те же. Однако бумагу можно увлажнять и не водой, а растворителем, он разбивает краску на мелкие капельки, и кажется, будто отражение выполнено пульверизатором.


Далее →


  Развеска картин

Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock