Монотипия

Словарь художника, содержание »

Монотипия переводится с греческого как «один» (monos) и «отпечаток» (tupos).

Действительно, техника позволяет получить единственный и уникальный отпечаток с изображения. В данном случае автор всё делает вручную, не применяя технические или механические методы. Рисунок наносится красками на гладкую водонепроницаемую поверхность. Например, стекло, дерево или плотную бумагу. Затем делается оттиск, получается изображение в зеркальном варианте.

Монотипия используется в графической технике.

Вся наша жизнь, казалось бы, сплетена из одних случайностей, которые напоминают уникальный узор. Каждый человек проживает свой узор, улавливая в каждом фрагменте какой-то смысл. Человек постоянно стремится к восприятию образности и ассоциативности.

Именно поэтому в случайных контурах он ищет конкретные образы привычных вещей. Так, в облаках можно увидеть животных, в тенях разглядеть причудливые силуэты, а в звёздах высмотреть целые сюжеты. Возможно, мы пытаемся таким образом почувствовать свою причастность ко всей Вселенной.

Именно поэтому в изобразительном искусстве появилась техника, которая основана на сочетании случайностей и ассоциативного мышления. Подобная техника позволяет художнику почувствовать свободу в живописи и сюжетной линии.

Техника является синтезом графики и живописи и получила название монотипия. Краска наносится на любую поверхность, затем прикладывается листок бумаги и аккуратно прижимается. В качестве основы можно взять кусок фанеры, стекло или другие плотные материалы. Далее лист снимается и на нём появляется уникальный отпечаток. В этом случайном рисунке можно разглядеть всё, что угодно.

Существует множество разновидностей монотипии и широчайший спектр технических возможностей. В одних видах результаты вполне предсказуемы, а в других практически предсказать будущий рисунок невозможно. Преимущество монотипии в том, что любая разновидность техники весьма проста и доступна каждому.

Благодаря монотипии можно увидеть, какие оттенки выходят при смешивании различных цветов. Когда прикладывается и прижимается бумага, краски под ней немного растекаются и смешиваются. В итоге рождаются совершенно новые сочетания цветов и уникальные нюансы. Порою появляются такие оттенки, что человек самостоятельно вряд ли бы смог создать.

Самое главное в этой технике – умение наблюдать и ассоциировать. Наблюдение и аналитика позволяют нам самообучаться. Цветные пятна, появившиеся после прикладывания, можно объединить в композицию. Внутреннее чутье само подскажет, где провести линии, а где необходимо что-то добавить и дорисовать. Ведь отпечаток только тогда обретает смысл, когда человек придаёт ему законченный вид.


Далее →


  Развеска картин