Модерн

Словарь художника, содержание »

Стиль модерн, или «новый стиль» — художественное явление 1890-1900-х годов. В европейских странах аналогичные искания художников выразились в таких направлениях, как Арт-нуво (Art Nouveau), Jugenstil, Modern style. Модерн был не просто направлением в искусстве, это был своеобразный вызов устоявшимся формам и стереотипам восприятия, выражение духа современности.

В стиле модерн работали, например, Васнецов, Врубель, Нестеров, Головин, Борисов-Мусатов, Голубкин, Поленов, Малютин, Билибин, Шехтель, Кекушев, Лидваль, Васильев, Давыдов, Ламанов. Но это всё очевидные модернисты. Признаки же модерна, как стиля, можно найти и в отдельных произведениях В. А. Серова и К. А Коровина, В. В. Кандинского, Н. К. Рериха, И. И. Левитана, К. С. Петрова-Водкина. Великие художники, формируя этот стиль, в тоже время выходили за его рамки. В силу этой причины, классически модернистскими их произведения назвать нельзя. Это гораздо больше, чем просто модерн.

Естественно, в культурной и общественной жизни России происходили определённые события, способствующие проявлению модерна и оказывавшие на него влияние. В первую очередь, это Абрамцевский (или Мамонтовский) кружок. В 1870-годы имение Абрамцево известного русского предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова, было центром художественной жизни. Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Врубель, Поленов и другие приезжали в имение на пленеры, создавали там свои художественные замыслы. Идея о связи между красотой и пользой разделялась многими художниками той эпохи. Не была она чужда и Абрамцевскому кружку. Члены кружка организовали столярно-резчицкую и керамическую мастерские с целью возрождения русских народных кустарных промыслов. Народное искусство рассматривалось не с точки зрения полного копирования, а с точки зрения соединения той самой красоты и пользы.

Другим центром культуры того времени было имение Талашкино художницы М. К Тенишевой. Мастера Талашкина были более заинтересованы в развитии творческой фантазии в народном творчестве, создании стиля. В этом их отличие от мамонтовцев, чей стиль всё время развивался, изменялся и как явление был достаточно условен.

Так шло формирование модерна 1900-х. Его произведения предназначались не для выставок и галерей, а для повседневной жизни. Самые яркие свои проявления модерн нашёл в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Наиболее отличительным его признаком был орнамент. Рисунки орнамента, взятые у природы, вторгались на фасадные облицовки, решётки балконов, лестниц, оконные переплёты, витражи, обои, рамки, обложки для книг и книжный шрифт. Линии орнамента гибкие, сильные и выразительные, динамичные, ритмичные, напряжённые, захватывающие всю поверхность. Это и является основным стилевым признаком модерна. Орнамент не разделяет отдельные части, а наоборот, делает их едиными, перетекающими друг в друга.

Художественный поиск в модерне шёл совершенно разными путями. Кажущаяся избыточность орнамента в одном направлении соседствовала с его полным отрицанием в другом. Абстрактность в орнаменте соседствовала с переносом чисто природных мотивов.

Ярче всего модерн нашёл своё выражение в архитектурных формах. Ф. Шехтель воплотил идеи модерна в архитектурных комплексах, например, в особняке З. Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве. В этом сооружении прослеживается влияние готики на модерн. Готику ценили за органичность декора и функциональности. О готике же свидетельствует сочетание рациональности и эмоциональной выразительности и это сочетание нашло своё отражение в лучших произведениях модерна. Типичное проявление раннего модерна — особняк Рябушинского в Москве. Свободная асимметрия фасадов, облицовка глазурированным кирпичом, декоративное убранство интерьера по проекту Шехтеля делает этот особняк ярким представителем модерна. Стремление модерна к упрощению, лаконичности форм нашло отражение в других проектах Шехтеля — Торговом доме Московского купеческого общества в малом Черкасском переулке (1909), здании типографии «Утро России» (1907). Далее модерн развивался в направлении выражения духа древнерусской архитектуры, или в «неорусском» стиле. Ярославский вокзал Шехтеля тому пример.

Начало 1900-х годов – время организации выставок модерна. Можно было не только посмотреть на произведения модернистов, но и, например, купить картину в Москве, Петербурге на этих крупных выставках. Петербургская выставка была и художественной мастерской, работавшей по частным заказам.

Особенностью модерна было стихийное формирование его черт в творчестве русских художников, у которых был свой путь к модерну. Благодаря широкой популяризации модерна, его вторжению в повседневную жизнь обывателей через интерьер, костюм, предметы обихода, домашней утвари, предметы повседневного использования люди, никогда ранее на задумывающиеся об искусстве и не имеющие к нему отношения, стали причастны к целому художественному направлению. Более того, модерн не знал разграничений по социальному статусу и уровню обеспеченности. Повседневность обрела стиль, и это главная отличительная особенность эпохи модерна.

Модерн просуществовал совсем не долго. Это была хоть и не долгая, но яркая вспышка в художественной жизни. Можно спорить, существовал ли модерн как стиль со своими характерными типичными чертами или нет. Очевидно одно, что наследие модерна – предмет искусствоведческих исканий и пример поиска стиля в современном искусстве.


Далее →


  Развеска картин