Диорама

Словарь художника, содержание »

Синтетический вид искусства, состоящий из живописного изображения, изогнутого в плане полукругом, обладающим расширенным пространственным обзором реальных предметов или их точным подобием, располагающихся на переднем плане.

Наличие специального освещения или материалов, дающих световой эффект, обязательно.

Изобретатель диорамы — Ж. Дагер (1822). Используя законы сценографии, музыку и слово, диорама позволяет достичь убедительной документальности в воплощении исторической хроники. Большое значение в развитии изобразительного компонента диорамы сыграли художники: Ф. А. Рубо, Н. Горелов, Б. В. Иогансон, М. И. Авилов, а в дальнейшем — студия военных художников им М. Б. Грекова. Показательным примером является масштабная диорама «Курская битва. Белгородское направление» (1987) в Белгороде.

Диорама и панорама

Диорама – это особый вид живописного искусства, который представляет собою изогнутую полукругом картину больших размеров. Большинство диорам создаются в исторических музеях. Как правило, на диорамах изображают исторические военные сражения, осаду крепости либо другие военные действия. На передний план диорамы выставляются макеты либо подлинные образцы вооружения, осадных орудий, орудий для переправы через реку, либо ров. Также создатели диорам стараются с помощью макетов изобразить особенности ландшафта, местности, где проходила битва. Также особую роль играет освещение и звуковое сопровождение.

Обычно, сеанс посещения диорамы длится недолго – от 30 до 120 минут. Небольшая группа посетителей усаживается перед картиной, включается звуковое сопровождение и диктор начинает пересказывать историю этого сражения. Подробно описываются все действия атакующего войска, приказы, которые отдаёт командование, действия защищающейся стороны, тактические ходы либо ошибки участников битвы. И весь рассказ сопровождается звуками взрывающихся пушечных орудий, шумом рушащихся стен крепости, боевым кличем, звоном мечей и шпаг. Всё это позволяет зрителям максимально окунуться в ту эпоху, когда происходило это сражение, сопереживать и болеть за одну из сторон битвы, прочувствовать героизм участников битвы и в полной мере насладиться и получить удовольствие от просмотра.

Несколько лет назад мне посчастливилось побывать в диораме «Штурм крепости Измаил», которая посвящена победе Великого русского полководца А. В. Суворова и взятию крепости под контроль русскими войсками. Полотно имеет размеры 8 на 20 метров, на котором запечатлён решающий этап штурма. Картина не имеет рамки и, за счёт полукруглой формы, окружает зрителей, создавая эффект присутствия. Усиливает этот эффект большое количество объёмных трёхмерных предметов и фигур. На самой картине видны наиболее важные моменты битвы: прорыв русских войск со стороны Дуная, прорыв гренадерских полков. С другой стороны крепости виднеется большое количество осадных лестниц, по которым устремляются вверх атакующие. По Дунаю подплывают к крепости ладьи запорожцев. Чуть левее от центра картины изображён сам Суворов на коне. Не отсиживаясь за спинами своих подопечных, он, как настоящий воин и великий полководец, находится впереди своего войска, и бесстрашно руководит действиями. И всё это очень гармонично соединяется на одном полотне.

В странах постсоветского пространства также имеется много других диорам. Большая часть из них посвящена событиям Второй мировой войны. Многие посвящены более давним историческим событиям – например, Русско-Турецкой войне, Монголо-Татарскому Игу и многим другим.

Также в последнее время набирает популярность настольная диорама. Это довольно новое увлечение коллекционеров и моделистов, увлекающихся военной историей. Модели техники и фигур создаются в очень маленьком масштабе из олова, дерева, смолы или пластика. Фоном рисуется всё та же полукруглая картина, только в гораздо меньшем масштабе. При создании такой исторической реконструкции необходимо детально скопировать силуэты участников битвы, оружия, техники и прочие мелкие детали, тщательно поработать над художественным замыслом.

Отдельным видом живописного искусства, который очень похож на диораму, является панорама. Отличие заключается лишь в том, что диорама имеет полукруглую форму (как правило, не больше 200 градусов), а панорама полностью круглая на 360 градусов.


Далее →


  Развеска картин