Ярким примером грифонажа являются рисунки великого писателя А. С. Пушкина на полях своих рукописей. Это наброски импровизационного характера, которые нередко производятся в несфокусированном на работе состоянии.
Разновидность инструмента для тонкой гравировки. Слово пришло из немецкого языка и имеет два значения – «копать», «рыть». Грабштихель – это производное от «штихель», инструмента в виде стального резца.
Процесс шлифования художественных изделий из металла или дерева. Технология позволяет производить массовую полировку поверхности для сглаживания неровностей и удаления заусенцев.
Техника, возникшая в итальянской живописи, означающая в буквальном переводе – «первый слой краски». Пользуясь имприматурой, художник наносит цветовой тон еще до основного наложения красок.
Автотипия используется для воспроизведения рисунков, живописи, акварели посредством типографской печати. Такой способ позволяет качественно передавать полутона оригинала благодаря специальному прибору - растру.
Техника, берущая своё начало от цинкографии, где для передачи цветных или чёрно-белых рисунков используют типографское клише. Изображение переносят на цинковую поверхность и подвергают травлению азотной кислотой.
Краска, имеющая коричневый цвет с рыжеватыми оттенками. Применяется в рисовании посредством пера или кисти. Материал изготавливался из сажи, которую получают из древесины бука.
Приём, которым пользовались художники для цветовой организации картины. Несколько синонимов этого термина, такие как оттенок, полутон, точный цвет, говорят о важности его отдельного проявления в картине и взаимосвязи с другими оттенками.
Барбы (barba) с латинского переводится как борода. Такое название термину присвоено из-за заусенец, которые появляются вследствие процарапывания рисунка острой иглой по металлу.
Одна из разновидностей настенной живописи, в противоположность альфреско, обозначает нанесение красок по сухой поверхности. Для росписи используются краски на водной или казеиновой основе.
Термин, использующийся в технике при создании фрески. Арричиато – один из слоёв штукатурки в настенной живописи, выступает в качестве предпоследнего грунта перед нанесением краски.
Аl fresco или fresco – термин, пришедший из итальянского языка. Буквальный перевод – «по сырому». Техника исполнения настенной живописи, когда краска на водяной основе наносится на свежую известковую штукатурку.
Термин применимый в полиграфии при работе с художественными материалами малых тиражей. Сюда можно отнести афиши, визитки, суперобложки, открытки, пригласительные.
Пастозная техника чаще всего используется в масляной живописи, так как подразумевает густое наложение красок, для чего масло является идеальным вариантом. Мазки наносятся слоями, плотными красками, которые не разжижают.
Техника изобразительного искусства с помощью аэрографа — прибора, распыляющего краску сжатым воздухом. Применяется для декорирования скульптурных и керамических произведений, создания живописных, графических работ, часто через трафарет.
С греческого achromatos — бесцветный, неокрашенный, от chroma — цвет. Понятие, применяемое в творческой практике художников, в полиграфии, а также в современных компьютерных технологиях.
От латинского – появляться или поддерживать. В иконописи линии, лучи или орнаментальные мотивы, которые наносятся листовым или творёным золотом поверх красочного слоя, на волосы и одеяния Христа, Ангелов и Богоматери. Применяется также в книжной миниатюре.
В живописи и графике изображение места действия. Включает в себя понятие художественного решения интерьера и внешней среды, но существует небольшое различие.
Один из чертёжных методов изображения предмета с помощью параллельного проецирования его на плоскость проекцией вместе с осями прямоугольных координат, к которым этот предмет отнесен.
От лат. gummi — камедь. Смола, которая добывается из коры аравийской и африканских акаций. Она обладает хорошими клеящими свойствами, прозрачна, быстро сохнет, а главное, растворяется в воде.
Художественный приём, основанный на свойстве просвечивающего материала, например в технике литофании, когда рельеф создаётся в прозрачном камне, алебастре, воске