Цилиндрическая печать, культура тумако, Эквадор/Колумбия, 500 г. до н.э. 4 14/07/2021 14/07/2021

Подобные печати использовались для нанесения рисунка на тело или одежду во время различных церемоний. Узоры имели важное ритуальное значение. Они символичны, несли в себе четкие послания, адресованные богам, являлись заклинаниями, содержали охранные знаки. Некоторые мотивы могли использоваться в качестве защиты от болезней, либо обладали целительной силой. Сами печати также использовали как мощные талисманы. Рисунки, наносимые на тело, исцеляли не только и не столько плоть, сколько духовную составляющую. Они привлекали положительную энергетику, отталкивая отрицательную.    

Большая часть найденных печатей украшена геометрическими орнаментами. Если же рассматривать керамику тумако в целом, то чаще всего индейцы изображали ягуаров, орлов и кайманов, олицетворяющих соответственно силы земли, воздуха и воды. Также встречаются образы змей и летучих мышей. 

Представленная печать выполнена из серой глины - отличительный признак изделий тумако. Другие культуры на территории Колумбии создавали красную и коричневую керамику.   

Поверхность покрывает рельефное изображение мифического животного, сочетающего признаки как ягуара, так и летучей мыши. Голова изображена в профиль. Крупный глаз, большое ухо, приоткрытый рот, ровный ряд острых зубов - типичны для изображений летучих мышей. Крупные клыки - верный признак кошачьего образа, отсутствуют. Нос, изогнутый в форме свитка, вероятно, был некоторой стилизацией-совмещением носа и языка, свойственным изображениям летучих мышей-вампиров. Привлекаемые запахом крови с мест жертвоприношений, они прилетали с наступлением темноты и слизывали языком кровь жертв, что символизировало благосклонность богов, принимающих подношение.  

Тело животного покрыто пятнами – признак кошачьего образа. Лапы с выделенными подушечками вытянуты вперед. Орнамент позади фигуры животного напоминает крылья и длинный хвост. Между передней и задней лапой, вероятно, изображен фаллос – символ фертильности и плодородия, которому уделялось большое значение в искусстве тумако.    

Размеры: 8,7 х 3,5 см.    

Выставки: 2019 - "Герой, Солнце и Ужасная птица" в БКЦ им. М.А.Волошина, г. Москва.    

Состояние: Поперечный слом. Склеена из двух фрагментов.


Альбомы автора

Сосуд с геометрическим узором, Перу, 900-1200 гг. н.э.   6 Треножный сосуд, Коста-Рика, 1350-1550 гг. н.э.   5 Шаровидный сосуд. Культура наска, Перу, 0-600 гг. н.э.   4 Стремевидный сосуд в форме обезьяны, культура салинар, Перу (200 г. до н.э.-200 г н.э.)   4 Табличка с антропоморфным сюжетом. Инки (1100 – 1400 гг. н.э.)   4 Цилиндрическая печать, культура тумако, Эквадор/Колумбия, 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.   4 Cосуд с обезьяной, Перу, культура чанкай, 1000-1470 гг. н.э.   4 Бутыль с геометрическим узором, культура чавин, Перу, 900-400 гг. до н.э.   4 Стремевидный сосуд, Перу, примерно 500 гг. до н.э.   4 Сосуд, Перу, культура наcка, 300-500 гг. н.э.   4 Хор Шематауи. Древний Египет, VII-IV вв. до н.э.   3 Маска шамана, культура джамакоа, Эквадор (около 500 г. н.э.)   3 Сосуд культуры наска, Перу (550 – 750 гг. н.э.)   3 Фигура жреца, культура джамакоа (яма коаке), Эквадор, 500 г. до н.э. - 500 г. н.э.   3 Стремевидный сосуд в форме головы, культура чавин, Перу, 700-200 гг. до н.э.   3 Ларионов М.Ф. (1881-1964). Спящие львицы   2 Идол, культура уари, Перу (700-1000 гг. н.э.)   2 Туми (ритуальный нож), культура моче, Перу (500-750 гг. н.э.)   2 Фигуры из вулканического камня, Коста-Рика (500-1000 гг. н.э.)   1 Ещё альбомы (12)