Gallerix Journal – официальный орган редакции новостей интернет-музея Gallerix.ru. Присоединяйтесь: ВконтактеВыходит ежедневно.
Новости искусства: живопись, аукционы, выставки, театр.Издаётся с 2012 года.
27 марта, четверг, 2025

Спор о подлинности шедевра Рубенса разгорается с новой силой

В мире искусства разгорелся новый виток дискуссии о подлинности картины «Самсон и Далила», приписываемой Питеру Паулю Рубенсу и хранящейся в Лондонской национальной галерее.

Три тысячи художников требуют отменить на аукционе Christie’s продажу работ, созданных при помощи нейронных сетей

На проходившем в Париже проходит Саммите действий по искусственному интеллекту (с 6 по 13 февраля), была представлена петиция, подписанная более чем 3 000 художников, желающих защитить свои работы.

Изображения из нейронных сетей не могут быть защищены авторским правом, постановили в США

Это решение фактически лишит защиты, например, работу Джейсона Аллена «Théâtre D’opéra Spatial» («Пространственный театр»), созданную при помощи нейронной сети.

Художники Лос-Анджелеса скорбят, поскольку их студии и произведения искусства сгорают в дыму

Художники, которые жили и работали в Альтадене и Пасифик-Палисейдс, обеспокоены невосполнимыми потерями своих работ и средств к существованию.

Производство и Оборудование »

Меры безопасности в большой арт-студии

В пространстве большой художественной студии сочетаются творческие процессы и потенциальные риски. Помещение для студии должно быть удобным и располагаться в приличном месте. Хотя проходимость и расположение некритичны, важно, чтобы посетители могли легко найти и, при необходимости, оперативно покинуть студию, не пересекая небезопасные зоны.

Меры безопасности в арт-студии
Image by Gallerix

Арт-студия должна быть просторной и хорошо проветриваемой. Это особенно важно при работе с масляными красками, которые требуют использования химических разбавителей с характерным запахом. Длительное пребывание в плохо вентилируемом помещении может вызвать головную боль и другие проблемы со здоровьем. Желательно наличие отдельного санузла и кладовки для хранения материалов.

Противопожарная безопасность

Нормативные требования

Согласно действующему законодательству, арт-студии относятся к объектам класса функциональной пожарной опасности Ф4.1 (подпункт «а» пункта 4 части 1 статьи 32 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Пожарная опасность таких объектов характеризуется наличием большого объёма горючей нагрузки: учебных пособий, художественных материалов, музыкальных инструментов, мебели, оргтехники, документации и прочего инвентаря.

Для выставочных пространств, которые могут быть частью арт-студии, применяются требования к объектам класса функциональной пожарной опасности Ф2.2 (подпункт «б» пункта 2 части 1 статьи 32 того же закона). Пожарная опасность выставочных пространств связана с массовым пребыванием посетителей и разнообразием экспонатов.

Документация по пожарной безопасности

Для обеспечения пожарной безопасности арт-студии необходимо разработать и поддерживать следующую документацию:

  • Инструкция о мерах пожарной безопасности
  • Инструкция о порядке действий персонала при поступлении сигнала о пожаре
  • Программа вводного противопожарного инструктажа
  • Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты
  • Журнал учёта инструктажей о мерах пожарной безопасности
  • Журнал учёта наличия, периодических осмотров и сроков перезарядки огнетушителей
  • График проведения повторного противопожарного инструктажа
  • План-график проведения тренировок по эвакуации

Технические средства пожарной безопасности

Арт-студия должна быть оборудована следующими техническими средствами пожарной безопасности:

  • Система пожарной сигнализации с автоматическими и ручными пожарными извещателями
  • Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
  • Первичные средства пожаротушения (огнетушители)
  • Планы эвакуации с указанием путей эвакуации и размещения средств пожаротушения
  • Аварийное освещение на путях эвакуации

Особое внимание следует уделить помещениям, где хранятся картины и художественные материалы. После окончания работы необходимо проверять состояние пожарной безопасности в этих помещениях.

Обязанности художника по обеспечению пожарной безопасности

Художник, владеющий арт-студией, обязан:

  • Соблюдать правила противопожарной безопасности и инструкции органов ГУ МЧС
  • Обеспечить помещение соответствующими средствами пожаротушения и пожарной охранной сигнализации
  • Содержать помещение в надлежащем состоянии
  • Не перепрофилировать творческую мастерскую

Системы видеонаблюдения

Законодательные аспекты установки видеонаблюдения

Установка систем видеонаблюдения в арт-студии не требует лицензирования, однако необходимо учитывать ряд законодательных ограничений. В России запрещён сбор сведений о частной жизни граждан без их разрешения, поэтому в местах, где ведётся видеонаблюдение, необходимо размещать информационные объявления.

Если арт-студия расположена в многоквартирном доме, установка камер на фасаде здания может потребовать согласования с Комитетом по градостроительству и архитектуре. При наличии наёмных работников, работодатель обязан получить их письменное согласие на видеонаблюдение (ст. 74, ст. 85 ТК РФ).

Технические аспекты систем видеонаблюдения

Камеры видеонаблюдения с датчиками движения позволяют значительно сэкономить место на жёстком диске, увеличить глубину архива и время его хранения, а также снизить потребление электроэнергии, подробнее об этом здесь: https://secumarket.ru/catalog/videonabludenie. Принцип работы таких систем заключается в том, что запись начинается только при обнаружении движения в кадре.

Некоторые системы имеют функцию буферизации изображения, что позволяет сохранять информацию, предшествующую движению (примерно на 10 секунд). Это повышает информативность архива и даёт возможность детальнее разобраться в ситуации.

IP-камеры с датчиками движения способны информировать о появлении движущегося объекта через SMS, электронную почту или локальную сеть. При необходимости можно подключиться к камере через интернет с помощью мобильного приложения.

Рекомендации по размещению камер в арт-студии

В арт-студии рекомендуется устанавливать камеры в следующих зонах:

  • Входная зона (для контроля доступа в помещение)
  • Основное рабочее пространство (для защиты оборудования и материалов)
  • Выставочное пространство (для защиты экспонатов)
  • Места хранения ценных материалов и готовых работ

Не рекомендуется устанавливать камеры в санузлах и других приватных зонах.

Настройка систем видеонаблюдения

Для исключения ложных срабатываний датчиков движения существует возможность тонкой настройки. Пользователь может задать параметры тревожного реагирования при обнаружении движущихся предметов определённого размера или формы.

Если камера оборудована ИК-подсветкой, она срабатывает одновременно с датчиком движения, что позволяет эффективно использовать такие камеры для ночного видеонаблюдения.

Контроль микроклимата в арт-студии

Значение микроклимата для сохранности произведений искусства

Поддержание оптимальных параметров микроклимата в арт-студии имеет решающее значение для сохранности как материалов, так и готовых произведений искусства. Неправильные условия хранения могут привести к необратимым повреждениям картин, скульптур и других художественных объектов.

Основные параметры микроклимата, требующие контроля:

  • Температура воздуха
  • Относительная влажность
  • Освещённость
  • Чистота воздуха

Системы контроля температуры и влажности

Для поддержания оптимальной температуры в арт-студии рекомендуется использовать системы кондиционирования и отопления с возможностью точной регулировки (примеры устройств здесь: secumarket.ru). Оптимальная температура для хранения большинства произведений искусства составляет 18-22°C.

Для контроля влажности могут применяться:

  • Гигрометры (для измерения уровня влажности)
  • Увлажнители воздуха (при низкой влажности)
  • Осушители воздуха (при высокой влажности)

Оптимальный уровень относительной влажности для большинства материалов составляет 45-55%. Резкие колебания влажности особенно опасны для деревянных предметов, холстов и бумаги.

Системы контроля освещения

Главным фактором для ежедневной работы в студии является освещение. Большинство картин создаются при дневном свете, поэтому помещение должно иметь большие окна, желательно на солнечной стороне. Электрическое освещение может искажать цвета и разрушать форму предметов, что негативно влияет на качество работы. Избыточное освещение, особенно ультрафиолетовое излучение, может вызывать выцветание красок и разрушение материалов.

Для контроля освещения рекомендуется:

  • Использовать УФ-фильтры на окнах
  • Применять специальное музейное освещение с низким уровнем УФ-излучения
  • Устанавливать датчики освещённости с автоматической регулировкой яркости
  • Ограничивать время экспозиции особо чувствительных материалов

Системы очистки воздуха

Загрязнения воздуха (пыль, химические соединения) могут негативно влиять как на здоровье людей, так и на состояние произведений искусства. Для обеспечения чистоты воздуха рекомендуется:

  • Устанавливать системы вентиляции с фильтрами
  • Использовать воздухоочистители
  • Регулярно проводить очистку воздуховодов и вентиляционного оборудования от горючих отходов согласно установленному графику

Охрана труда в арт-студии

Нормативные требования по охране труда

Инструкция по охране труда для художника разрабатывается на основе обязательных требований по охране труда в Российской Федерации, а также с учётом:

  • Специфики работы художника
  • Результатов специальной оценки условий труда
  • Требований профессионального стандарта
  • Профессиональных рисков и опасностей
  • Результатов расследования несчастных случаев
  • Безопасных методов и приёмов выполнения работ

Требования к средствам индивидуальной защиты

Художник обязан пользоваться и правильно применять выданные ему средства индивидуальной защиты. Работать следует только в исправной спецодежде и спецобуви.

После использования средства индивидуальной защиты необходимо осмотреть, убедиться в их исправности и убрать в индивидуальный шкаф или иное предназначенное для них место. Не допускается хранение спецодежды на рабочем месте.

Действия в аварийных ситуациях

При выполнении работ художником возможно возникновение следующих аварийных ситуаций:

  • Повреждения и дефекты в конструкции зданий (из-за физического износа или истечения срока эксплуатации)
  • Поражение электрическим током (из-за неисправности электроприборов)
  • Технические проблемы с оборудованием (из-за высокого износа)
  • Возникновение очагов пожара (из-за нарушения требований пожарной безопасности)

В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, необходимо остановить работу и сообщить об этом непосредственному руководителю.

Требования по окончании работы

По окончании работы художнику следует:

  • Проверить состояние пожарной безопасности в помещениях, где хранятся картины
  • Выключить электрооборудование и персональный компьютер
  • Привести в порядок рабочее место
  • Снять средства индивидуальной защиты, осмотреть их и убрать в предназначенное место

Защита от краж и вандализма

Механические средства защиты

Для защиты арт-студии от краж и вандализма рекомендуется использовать следующие механические средства защиты:

  • Усиленные входные двери с надёжными замками
  • Решётки на окнах (особенно на первых этажах)
  • Сейфы для хранения ценных материалов и небольших произведений искусства
  • Специальные крепления для картин и скульптур, затрудняющие их несанкционированное перемещение

Электронные системы безопасности

Кроме систем видеонаблюдения, для защиты арт-студии могут применяться:

  • Системы контроля и управления доступом (СКУД)
  • Охранная сигнализация с датчиками открытия дверей и окон
  • Датчики разбития стекла
  • Датчики движения внутри помещений
  • Тревожные кнопки для вызова охраны

Организационные меры защиты

Для повышения уровня безопасности арт-студии рекомендуется:

  • Вести учёт всех произведений искусства и материалов
  • Фотографировать и документировать все ценные предметы
  • Ограничивать доступ посторонних лиц в рабочие зоны
  • Проводить инструктаж персонала по вопросам безопасности
  • Страховать особо ценные произведения искусства

Защита от природных катаклизмов

Защита от затоплений

Для защиты арт-студии от затоплений рекомендуется:

  • Избегать размещения студии в подвальных и полуподвальных помещениях
  • Устанавливать датчики протечки воды
  • Хранить ценные произведения искусства на возвышениях (не на полу)
  • Иметь план эвакуации произведений искусства в случае угрозы затопления

Защита от пожаров, вызванных природными явлениями

Пожары могут быть вызваны не только нарушением правил пожарной безопасности, но и природными явлениями, такими как удары молнии или лесные пожары. Для защиты от таких угроз рекомендуется:

  • Устанавливать молниезащиту на здания
  • Регулярно очищать прилегающую территорию от сухой растительности
  • Иметь план эвакуации произведений искусства в случае приближения лесных пожаров

Пример последствий природных пожаров для произведений искусства можно увидеть на случае калифорнийских пожаров 2025 года, когда в пепел превратились дома коллекционеров, мастерские художников и галереи. Коллекционер Рон Ривлин, заметив приближающийся огонь, смог спасти только три работы Энди Уорхола, в то время как ещё два десятка работ лидера поп-арта, наряду с произведениями других известных художников, погибли в огне.

Защита от землетрясений

В сейсмоопасных районах необходимо предусмотреть дополнительные меры защиты:

  • Укрепление конструкций здания
  • Специальные крепления для тяжёлых предметов и оборудования
  • Сейсмоустойчивые стеллажи и витрины для хранения произведений искусства
  • План эвакуации людей и ценных предметов в случае землетрясения

Специфические меры безопасности для различных видов искусства

Меры безопасности при работе с красками и растворителями (продолжение)

  • Утилизировать отходы в специально предназначенных для этого контейнерах
  • Не смешивать разные типы красок без предварительного изучения их совместимости
  • При попадании краски на кожу не смывать её растворителями — это может вызвать химическую реакцию прямо на коже

Меры безопасности при работе со скульптурными материалами

При работе с камнем и другими скульптурными материалами необходимо учитывать следующие риски:

  • Продолжительное вдыхание каменной пыли, содержащей свободный кристаллический диоксид кремния, может привести к силикозу
  • Электрические и пневматические инструменты создают более мелкую пыль, чем ручные инструменты
  • Мрамор, травертин и известняк являются инертными материалами, но гипс может раздражать кожу и слизистые оболочки

Для минимизации этих рисков рекомендуется:

  • Использовать средства индивидуальной защиты (респираторы, защитные очки, перчатки)
  • Обеспечивать эффективную вентиляцию рабочего пространства
  • Регулярно проводить влажную уборку для удаления пыли
  • Использовать инструменты с пылеулавливателями

Меры безопасности при работе с полимерной глиной

При работе с полимерной глиной следует соблюдать следующие правила:

  • Не превышать температуру запекания, указанную производителем, чтобы избежать выделения хлористого водорода
  • При запекании убирать животных и продукты из помещения, где осуществляется запекание
  • После запекания тщательно проветривать помещение
  • Не использовать для приготовления пищи приспособления и ёмкости, которые контактировали с незапеченной полимерной глиной
  • Не запекать полимерную глину в микроволновой печи и не варить в воде

Детям можно давать лепить из полимерной глины только под тщательным наблюдением взрослых. Они должны быть достаточно взрослыми, чтобы понимать, что пластику нельзя брать в рот. Дети ни в коем случае не должны пользоваться печью для обжига.

Электробезопасность в арт-студии

Для обеспечения электробезопасности в арт-студии необходимо:

  • Перед началом работы проверять правильность подключения оборудования к электросети, исправность проводов питания и отсутствие оголённых участков проводов
  • Не превышать максимальную нагрузку на розетку
  • При обнаружении обрыва проводов питания, появлении гари или запаха гари немедленно отключить прибор от питания
  • Не трогать электрооборудование мокрыми руками
  • Не производить самостоятельное вскрытие и ремонт электрооборудования
  • Не использовать бытовые электроприборы, по корпусу которых проходит ток
  • Не оставлять шнуры, снятые с приборов, присоединёнными к электросети
  • Не вынимать вилку из розетки, потянув за шнур
  • Не включать больше одной вилки в розетку, так как несколько вилок могут вызвать короткое замыкание и пожар

Обеспечение безопасности в большой арт-студии художника требует комплексного подхода, включающего противопожарные меры, системы видеонаблюдения, контроль микроклимата, охрану труда, защиту от краж и вандализма, а также защиту от природных катаклизмов.

Особое внимание следует уделять безопасности при работе с различными художественными материалами, такими как краски, растворители, скульптурные материалы и полимерная глина. Каждый из этих материалов имеет свои специфические риски и требует соблюдения соответствующих мер предосторожности.

Регулярное обучение персонала правилам безопасности, проведение тренировок по эвакуации и поддержание в исправном состоянии всех систем безопасности позволят минимизировать риски и создать безопасные условия для творческой работы в арт-студии.


14 февраля

Российский рынок искусства: динамика к концу 2024 года

Российский рынок искусства претерпел глубокие изменения с момента распада Советского Союза, превратившись из контролируемого государством культурного аппарата в сложную экосистему, сформированную глобализацией, цифровыми инновациями и меняющейся политической экономикой.

15 декабря

Вручение премии Woman Who Matters 2024

12 декабря состоялось вручение премии Woman Who Matters 2024. Премия отмечает вклад женщин в развитие общества, культуры, бизнеса и социальной среды.

6 июня

Приключения барона Мюнхгаузена в России – выставка в Эрмитаже

31 мая 2024 года в Малом Эрмитаже состоялось открытие выставки «Приключения барона Мюнхгаузена в России». Экспозиция объединяет эпизоды из приключений знаменитого литературного персонажа с биографией реального человека – Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена (1720-1797), жизнь которого была тесно связана с Россией.

7 апреля

Права авторов произведений искусства: как ими пользоваться и как защищать – новые записи трансляции семинаров

Российская академия художеств продолжает цикл семинаров-тренингов «Права авторов произведений искусства: как ими пользоваться и как защищать», который проводит Константин Владимирович Марков

Обновление постоянной экспозиции в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина

Исследование картины Антиведуто Граматика «Христос и грешница» из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника

«Поклонение волхвов» Отто ван Вена – картина XVII века пополнила коллекцию Пушкинского музея

Президент РАХ З.К.Церетели принял участие в открытии II Международного детского культурного форума в Москве

В Санкт-Петербурге открылась выставка «Роман о розе», где современные художники переосмысляют легенды из истории библиотек

«Толкователь болезней» Джумпы Лахири, краткое содержание

Ключевые отличия живописи 19 и 20 веков

Ответы на контрольные вопросы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Исследовательский анализ ключевых аспектов романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

«Корона полуночи» Сары Джей Маас, краткое содержание

«Стеклянный трон» Сары Джей Маас, краткое содержание

«Королевство гнева и тумана» Сары Джей Маас, краткое содержание

«Дочь оптимиста» Юдоры Уэлти, краткое содержание

«Их глаза видели Бога» Зоры Нил Хёрстон, краткое содержание

Неизвестная скульптура Донателло обнаружена в запасниках музея в Словакии

Мраморный бюст, изображающий дворянку из Мантуи Сесилию Гонзагу, был обнаружен в кладовой музея Спиш в Левоче, Словакия. Ранее считалось, что это копия 19 века, и в какой-то момент её использовали в качестве игрушки молодые девушки в исправительном учреждении.

Этим летом мы существенно обновили альбом Лувра. Теперь в нём более 2 тысяч репродукций в более высоком качестве, чем раньше.

Лувр, новый альбом

Умер режиссер фильмов «Конец вечности» и «Лунная радуга» Андрей Ермаш
Продюсеры «Человека-паука» и «Гарри Поттера» возглавили «бондиану»
Шахназаров предложил ввести в школьную программу кинематограф
Редкая книга Хармса с рисунками Льва Юдина ушла с молотка за 5,2 млн руб
Министр культуры поздравила с Днем работника культуры
Стр. 1
Gallerix Journal, адрес в сети интернет: in.gallerix.ru/journal/.