Культура и Искусство »
Старинная гравюра на металле
Гравюра на металле, как вид графического искусства, возникает в середине 15 века. К сожалению, история не сохранила имя первого автора гравюры на металле. Зато сохранилась его работа «Бичевание Христа» (1446 год). Первый же гравер, оставивший свой след в истории, работал в городе Базель (Швейцария) где-то в середине 15 столетия. Правда, его имя также утрачено, остались только работы, среди которых знаменитая гравюра «Мастер игральных карт».
Выдающимся мастером XV века по праву считается является немецкий гравер Мартин Шонгауэр. Он работал в Кольмаре и Брейзахе, а его его творчество сильно повлияло на немецких графиков, особенно Альбрехта Дюрера, который перенял приемы Шонгауэра в металле и перенес их в ксилографию. Среди мастеров-граверов XVI века почетное место занимает голландец Лука Лейденский.
Из итальянских граверов XV столетия можно отметить Андреа Мантенья, Лоренцо ди Креди и Антонио дель Поллайоло. Более того, в Италии XVI века появилось целое направление, давшее новый виток развитию техники гравюры –репродуцирование произведений живописи.
Старинная гравюра на металле создается разными техниками:
- резцовая гравюра;
- акватинта;
- меццо-тинто;
- офорт;
- пунктирная манера;
- медерит;
- сухая игла;
- мягкий лак.
Пожалуй, именно офорт стал самой любимой техникой для великих граверов прошлого. Много старинных гравюр на железе и меди выполнены именно в технике офорта. Причина популярности проста: легкость в изготовлении рисунка по сравнению с другими техниками.
Всю трудную работу в офорте выполняет кислота. Металлическая доска покрывается специальным грунтом, на который наносится рисунок. Грунт сам по себе устойчив к кислоте и защищает поверхности доски там, где художник не провел линию. Доска помещается в азотную кислоту (если используется медь, применяют раствор хлорного железа), и рисунок вытравливается до необходимой глубины. Затем грунт смывают, втирают краску в гравюру и делают оттиск. В России, кстати, офорт называли гравюрой крепкой водки.
Техника Меццо-тинто, напротив, является очень редким и трудоемким способом создания гравюр на металле. Ее отличие от других техник в том, что мастер рисует от тёмного к светлому. За счет этого такие гравюры дают необычные и зрелищные тональные градации.
Старинная гравюра по металлу имеет свои корни в том, что принято называть «гравировкой». Стремление украшать рисунками мечи и щиты, наконечники копий и клинки лезвий популярно к оружейников с незапамятных времен. Не отставали от них и ювелиры, покрывая серьги и браслеты замысловатыми узорами. Можно даже проследить своего рода родословную видов гравюры. Так резцовая гравюра происходит от ювелирного дела, а офорт «вырос» из оружейного дела.