Автомобили и Тюнинг »
Разновидности автомобильных шин
Автомобильные шины представляют собой важный элемент транспортного средства, обеспечивающий контакт автомобиля с поверхностью дороги и влияющий на безопасность, комфорт и экономичность движения. Существуют различные виды шин, которые отличаются конструкцией, назначением, сезонностью и особенностями эксплуатации.

Image by Gallerix
Классификация шин по конструкции
Пневматические шины
Пневматическая шина состоит из герметичной полости, заполненной сжатым воздухом. Воздух придаёт ей гибкость, амортизирует удары и обеспечивает комфортное движение. Такие шины бывают камерными и бескамерными.
Камерные шины
Камерная шина включает покрышку и отдельную резиновую камеру. Камера удерживает воздух внутри покрышки. Толщина стенок камеры варьируется от 1,5 до 2,5 мм для легковых автомобилей и до 5 мм для грузовых.
Бескамерные шины
Бескамерная шина не имеет отдельной камеры. Вместо этого она покрыта изнутри специальным герметичным слоем резины толщиной от 1,5 до 3,5 мм. Такой слой предотвращает утечку воздуха при проколах.
Сплошные (эластик) шины
Эти шины не содержат воздуха внутри и выполнены из сплошного резинового материала. Их используют в основном в промышленности и на спецтехнике, где важны высокая износостойкость и устойчивость к повреждениям.
Безопасные (Run-flat) шины
Шины с усиленными боковинами позволяют автомобилю продолжать движение даже после потери давления воздуха. Благодаря специальным поддерживающим элементам они выдерживают вес машины без полной потери формы.
Классификация шин по типу корда
Корд — это каркас шины, состоящий из прочных прорезиненных нитей. Корд может быть выполнен из текстильных (нейлоновых или капроновых), полимерных или металлических волокон.
Диагональные шины
В диагональных покрышках нити корда расположены под углом от 30 до 54° к плоскости колеса, перекрещиваются между собой в соседних слоях. Преимущества диагональных шин:
- Повышенная устойчивость к ударам и проколам;
- Возможность эксплуатации при низком давлении;
- Простота обслуживания;
- Доступная цена – см. на сайте Шины.ру
Однако диагональные покрышки имеют больший вес и склонны к нагреву при движении на высоких скоростях.
Радиальные шины
В радиальных покрышках нити корда расположены от одного борта к другому по радиусу колеса. Брекер у таких шин имеет диагональную конструкцию и состоит из нескольких слоёв полимерного или металлического корда. Радиальные покрышки легче диагональных, меньше нагреваются при движении и имеют более стабильное пятно контакта с дорогой. Это снижает расход топлива и увеличивает срок службы протектора.

Image by Gallerix
Классификация шин по сезонности
Шины делятся на три основных типа по сезону использования: летние, зимние и всесезонные.
Летние шины
Летняя резина отличается жёсткостью материала и специальным рисунком протектора с продольными канавками для отвода воды. Такие покрышки обеспечивают хорошее сцепление с сухим асфальтом на высоких скоростях, малошумны и устойчивы к износу при жаре.
Зимние шины
Зимняя резина предназначена для эксплуатации при температуре ниже +7 °C. Она обладает мягким составом резины и глубоким рисунком протектора с ламелями для лучшего сцепления со снегом и льдом. Зимние покрышки бывают двух видов:
- Шипованные — имеют металлические шипы для улучшения сцепления на обледенелых дорогах.
- Нешипованные — обеспечивают сцепление за счёт особого состава резиновой смеси и многочисленных ламелей.
Всесезонные шины
Всесезонная резина представляет компромисс между летними и зимними покрышками. Она имеет среднюю глубину протектора и подходит для умеренного климата без экстремальных температурных условий.
Классификация шин по типу профиля
В зависимости от высоты профиля различают:
- Полнопрофильные (высота профиля составляет от 70 до 85 % ширины);
- Низкопрофильные (от 60 до 70 %);
- Сверхнизкопрофильные (менее 60 %).
Широкопрофильные покрышки отличаются увеличенной шириной профиля в полтора-два раза по сравнению со стандартными моделями. Они имеют усиленный каркас и прочную бортовую часть.
Классификация шин по типу протектора
Рисунок протектора влияет на характеристики сцепления с дорогой.
- Шоссейные: предназначены для асфальтированных дорог, имеют гладкий рисунок с продольными канавками для отвода воды.
- Грязевые (Mud Terrain): глубокий агрессивный протектор с крупными блоками для движения по бездорожью.
- Универсальные (All Terrain): средний вариант между дорожными и грязевыми моделями, подходит для смешанных условий эксплуатации.
Дополнительные разновидности автомобильных шин
Кроме основных видов существуют специализированные типы шин:
- Арочные шины: применяются в сельском хозяйстве, имеют арочную форму профиля.
- Пневмокатки: широкие пневматические катки низкого давления для спецтехники.
- Эластичные (эластик): используются в военной технике (например, танках) для обеспечения плавности хода.
Особенности эксплуатации различных типов шин
Выбор конкретного типа шин зависит от условий эксплуатации автомобиля:
- Для городской езды лучше подходят дорожные летние или всесезонные модели.
- Для частых поездок по бездорожью оптимальны грязевые или универсальные покрышки.
- В холодном климате обязательны зимние модели с глубоким рисунком протектора или шипами.
Правильно подобранные автомобильные скаты обеспечивают безопасность движения, комфорт управления транспортным средством и экономичность расхода топлива.